Содержание
Автоматизация службы МБА является достаточно важной задачей, особенно в условиях корпоративного взаимодействия библиотек. При создании корпоративных служб электронного заказа и доставки документов Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России (RUSLANet) было принято решение об использовании при их реализации следующих принципов:
использование открытых стандартов и соответствующих протоколов - Z39.50, ISO ILL, GEDI.
цетрализованная архитектура
Web-интерфейс пользователя
Далее подробно рассматривается реализация указанных принципов.
Z39.50 был создан в начале 80-х годов прошлого века на базе результатов, полученных в процессе выполнения Проекта связанных систем (Linked Systems Project), участниками которого являлись: Библиотека Конгресса США, OCLC, RLIN, WLN [1,2,3]. Результатом проекта стал прототип сети для обмена библиографическими записями между участниками. В 1984 году протокол обмена был взят за основу Национальной организацией по информационным стандартам США (NISO) для дальнейшего развития и создания национального стандарта. Первая версия этого стандарта была принята в 1988 году, но не получила широкого распространения из-за ряда причин, связанных в основном с недоступностью телекоммуникационных технологий, расцвет которых случился позднее - в середине-конце 90-х годов. Однако, эта версия стандарта нашла свое применение в службе WAIS.
В тоже самое время велась работа над соответствующим международным стандартом (ISO 10162/10163) и в 1992 году была принята вторая версия Z39.50, являющаяся совместимым надмножеством международного стандарта. К этому времени библиотечное сообщество уже было заинтересовано в построении и внедрении в эксплуатацию способных к взаимодействию систем, реализующих этот протокол. Еще в 1990 году была сформирована неофициальная Группа разработчиков Z39.50 (ZIG), являющаяся, наряду с Агентством поддержки Z39.50 (1989) при Библиотеке Конгресса США, инициатором расширения возможностей и развития протокола. Поначалу эта группа состояла только из американских производителей АБИС и поставщиков информационных услуг, но со временем стала международной организацией, имеющей в своем составе пятерых российских участников.
В 1995 году была принята 3-я версия протокола, предлагающая новые функциональные возможности по сравнению с предыдущей версией. Следует отметить, что в этом случае был принят нетрадиционный подход к разработке стандарта, когда создается официальный комитет, отвечающий за поддержку и развитие стандарта и как минимум раз в 5 лет пересматривает его. Результатами такого пересмотра обычно являются либо принятие новой версии стандарта, либо отказ от такового вообще. Здесь же протокол был разработан неофициальной организацией, включающей в свой состав участников, не входящих в какие-либо стандартообразующие организации. Такой открытый и достаточно продуктивный процесс развития стандарта сохраняется и поныне.
В 1999 году 3-я версия протокола была принята ISO - появился стандарт ISO 23950. К настоящему времени эта версия протокола дополнена еще двумя службами, не считая других дополнений и уточнений. Таким образом можно говорить о стабильном развитии протокола в соответствии с потребностями библиотечного сообщества. Какие же потребности разработчиков и пользователей АБИС и других информационных систем удовлетворяет этот протокол.
Одной из основных возможностей, которые предлагает протокол является возможность поиска информации любой природы в удаленных источниках, независимо от используемого программного и аппаратного обеспечения. Возможность удаленного доступа к различным ресурсам достигается за счет полномасштабного использования архитектуры "клиент/сервер", подразумевающей наличие как минимум двух субъектов взаимодействия - клиента и сервера. Независимость успешного поиска от способов хранения и доступа к данным достигается за счет использования наиболее общей абстрактной модели информационного поиска. Более подробно эта модель рассмотрена в работе [4].
Поддержка операций поиска и извлечения записей является обязательной для любых субъектов взаимодействия. Практика использования первых реализаций Z39.50 показала необходимость стандартизации не только этих операций. Поэтому в 3-й версии протокола появились возможности добавления, модификации и удаления записей (дополнительные службы), т.е. были стандартизованы все фундаментальные операции над данными. Кроме того в 1997-1999 гг. был разработан профиль сводного каталога (Union Catalogue Profile) [5], исчерпывающе описывающий процессы работы с библиографическими описаниями в корпоративных системах, включая консолидацию записей, контроль версий и дублетности. В этом профиле также были решены проблемы блокировки записей при работе в корпоративной среде
Помимо этих основных операций над данными стандартом предусматриваются возможности просмотра поисковых индексов, сортировки, слияния, хранения и удаления результирующих множеств, а также использования результатов выполнения предыдущих поисковых запросов в новых запросах. Имеются возможности сохранения запросов и периодического их выполнения, заказа документа по его библиографическому описанию. В последнем случае Z39.50 может использоваться в качестве транспортного механизма для протокола ИСО МБА (ISO 10160/10161) [6, 7].
Первые реализации Z39.50 в России появились в 1996 году. К 1999 году уже были сформированы три коллектива отечественных разработчиков - Центр "Открытые библиотечные системы" СПбГТУ, ОИГГиМ СО РАН, СибТехЦентр [8]. В 2000-2001 годах к этому списку добавились ЗАО "Компания ЛИБЭР" и Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования СПбГУ. К концу 2000 года, в основном в результате выполнения 1го этапа проектов "Российские корпоративные библиотечные системы" программы "Автоматизация библиотек" Института "Открытое общество", в России уже появилось более 30 Z39.50 источников, поддерживающих более 80 баз данных. К концу 2001 года количество таких источников превысило 50, баз данных - 200. [9].
Таким образом, можно обоснованно утвержать, что Z39.50 является незаменимым элементом технологии построения различных библиотечных служб, особенно в условиях корпоративного взаимодействия. Разумеется, это достаточно мощный и сложный инструмент, но по мнению многих экспертов, разработчиков и пользователей АБИС и корпоративных библиотечных систем это – лучшее, из того что имеется на сегодняшний момент.
Разработка стандарта началась в конце восьмидесятых годов прошлого века. В 1991 году были приянты, а в 1993 впервые опубликованы ISO 10160/10161. В 1995 году была принята вторая часть ISO 10161 и создана неформальная Группа разработчиков ISO ILL (IPIG). В 1997 году принята вторая редакция стандарта. При Национальной библиотеке Канады функционирует Агентство поддержки стандарта.
ISO ILL исчерпывающе описывает структуры данных и процессы обмена ими, связанные с осуществлением операций МБА в соответствии с различными моделями (простая, цепочечная, разделенная, смешанные). Определяются различные типы услуг, которые может выполнять служба МБА: предоставление документа во временное пользование, невозвратной копии, справок о местонахождении документа и стоимости услуг.
При формировании заказа имеются различные способы задания описания требуемого документа, имеется возможность выбора услуг (рис. 1), дисциплины обслуживания (с постановкой в очередь или без) и маршрутизации запроса (приоритетный список потенциальных держателей, список известных организаций не являющихся держателями документа).
Предусмотрены возможности:
осуществления договоренностей об условиях предоставления услуг (временные, ценовые, организационные и др. параметры);
извещения абонента об отправке/получении обратно держателем документа (копии);
извещения держателя об получении/возврате документа (копии);
отзыва держателем документа;
осуществления договоренностей о продлении срока пользования документом;
уведомления партнера об утере или повреждении документа;
обмена произвольными сообщениями, связанными с выполнением услуг;
Так же как и Z39.50, ISO ILL является достаточно мощным протоколом, поэтому его использование в реальных службах МБА основывается на профилировании, когда определяется лишь действительно необходимое подмножество возможностей. В частности в RUSLANet используется формат передачи протокольных сообщений BER, коммуникационная модель - с установлением соединения (транспортным механизмом является Z39.50). Также пока (на этапе экспериментальной эксплуатации) используются только около половины возможных типов сообщений (рис. 2).
Этот стандарт, принятый ИСО в 2000 году (ISO 17933), определяет формат обмена электронными документами между компьютерами. Определяется собственно формат документа, а также элементы метаданных о заказчике, поставщике, документе. Служба доставки документов реализуется при помощи ПО Ariel, поддерживающим этот формат.
Службы электронного заказа и доставки документов базируются на объединенном каталоге корпоративной библиотечной системы. По ряду причин объединенный каталог имеет централизованную архитектуру - каталоги партнеров размещены на одном сервере. Соответственно и службу электронного заказа решено было реализовать на основе централизованной архитектуры - база данных транзакций МБА одна. Схема взаимодействия компонентов службы поиска и заказа представлена на рис. 3.
ISO ILL в совокупности с соответствующими профилями органично дополняет Z39.50 и позволяет создавать мощные и эффективные корпоративные службы, функционирующие в распределенной среде. К тому же для разработки приложений, использующих эти протоколы можно использовать один и тот же инструментарий. Эти факторы обусловили реализацию АРМ МБА АБИС "РУСЛАН", используемого службами поиска, заказа и доставки Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России, в виде специализированного Z39.50-клиента.
Более того - АРМ МБА АБИС "РУСЛАН" является многозвенным приложением с Web-интерфейсом пользователя, что позволяет использовать его в различных условиях - от ЛВС до Интернет.
В настоящее время прототип корпоративной службы электронного заказа и доставки документов, обеспечивающий автоматизацию необходимых элементов цикла документооборота, находится в экспериментальной эксплуатации в библиотеках - участниках Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России.
Needleman M. Z39.50 - a review, analysis and some thoughts on the future // Library Hi Tech.-2000.-Vol. 18.-N. 2.-pp. 158-165.
Hinnebusch M. Z39.50 at ten years: How stands the standard? // Journal of Academic Librarianship.-1997.-Vol. 23.-N. 3.-p. 217.
Michael J. From a to Z39.50: a networking primer / J.Michael, M.Hinnebusch.- Westport, London: Mecklermedia, 1995.
Племнек А.И. Практика построения Z39.50-интерфейсов к библиографической реляционной базе данных для региональной библиотечной системы RUSLANet / А.И. Племнек, Р.Т. Усманов // Материалы международной библиотечной конференции "Информационные технологии в библиотеках на рубеже веков: проблемы, поиск, решения".- Минск: Красико-принт, 1999.- с.41-48.- <URL:http://www.unilib.neva.ru/rus/olsc/publications/z39_02.html>.
Union Catalogue Profile.- <URL:http://www.nla.gov.au/ucp/>.
Z39.50/ILL Profile 1. Profile for the Use of Z39.50 Item Order Extended Service to Transport ILL Protocol APDUs; 1996-04-11.- <URL:http://www.nlc-bnc.ca/iso/ill/document/standard/z-ill-1a.pdf>.
Z39.50/ILL Profile 2. Profile for the Use of Parameters from the ILL-Request APDU in Z39.50 Item Order; 1996-09-13.- <URL:http://www.nlc-bnc.ca/iso/ill/document/standard/z-ill-2a.pdf>.
Baranov V. Review of Z39.50 servers and Z39.50 environment in Russia / V. Baranov, A. Plemnek, N. Sokolova et al. // Library Hi Tech.-2000.-Vol. 18.-N. 4.-p. 304-314.- <URL:http://www.unilib.neva.ru/olsc/publications/lht2000.html>.
Z39.50: российские ресурсы.- <URL:http://z3950.ruslan.ru>.