Корпоративные службы электронного заказа и доставки документов

Рустам Усманов

ведущий программист
Санкт-Петербургский государственный технический университет
Институт корпоративных библиотечнo-информационных систем

Содержание

1. Введение
2. Z39.50
3. ISO ILL
4. Generic Electronic Document Interchange (GEDI)
5. Архитектура системы
6. Заключение
Список использованных источников

1. Введение

Автоматизация службы МБА является достаточно важной задачей, особенно в условиях корпоративного взаимодействия библиотек. При создании корпоративных служб электронного заказа и доставки документов Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России (RUSLANet) было принято решение об использовании при их реализации следующих принципов:

  • использование открытых стандартов и соответствующих протоколов - Z39.50, ISO ILL, GEDI.

  • цетрализованная архитектура

  • Web-интерфейс пользователя

Далее подробно рассматривается реализация указанных принципов.

2. Z39.50

Z39.50 был создан в начале 80-х годов прошлого века на базе результатов, полученных в процессе выполнения Проекта связанных систем (Linked Systems Project), участниками которого являлись: Библиотека Конгресса США, OCLC, RLIN, WLN [1,2,3]. Результатом проекта стал прототип сети для обмена библиографическими записями между участниками. В 1984 году протокол обмена был взят за основу Национальной организацией по информационным стандартам США (NISO) для дальнейшего развития и создания национального стандарта. Первая версия этого стандарта была принята в 1988 году, но не получила широкого распространения из-за ряда причин, связанных в основном с недоступностью телекоммуникационных технологий, расцвет которых случился позднее - в середине-конце 90-х годов. Однако, эта версия стандарта нашла свое применение в службе WAIS.

В тоже самое время велась работа над соответствующим международным стандартом (ISO 10162/10163) и в 1992 году была принята вторая версия Z39.50, являющаяся совместимым надмножеством международного стандарта. К этому времени библиотечное сообщество уже было заинтересовано в построении и внедрении в эксплуатацию способных к взаимодействию систем, реализующих этот протокол. Еще в 1990 году была сформирована неофициальная Группа разработчиков Z39.50 (ZIG), являющаяся, наряду с Агентством поддержки Z39.50 (1989) при Библиотеке Конгресса США, инициатором расширения возможностей и развития протокола. Поначалу эта группа состояла только из американских производителей АБИС и поставщиков информационных услуг, но со временем стала международной организацией, имеющей в своем составе пятерых российских участников.

В 1995 году была принята 3-я версия протокола, предлагающая новые функциональные возможности по сравнению с предыдущей версией. Следует отметить, что в этом случае был принят нетрадиционный подход к разработке стандарта, когда создается официальный комитет, отвечающий за поддержку и развитие стандарта и как минимум раз в 5 лет пересматривает его. Результатами такого пересмотра обычно являются либо принятие новой версии стандарта, либо отказ от такового вообще. Здесь же протокол был разработан неофициальной организацией, включающей в свой состав участников, не входящих в какие-либо стандартообразующие организации. Такой открытый и достаточно продуктивный процесс развития стандарта сохраняется и поныне.

В 1999 году 3-я версия протокола была принята ISO - появился стандарт ISO 23950. К настоящему времени эта версия протокола дополнена еще двумя службами, не считая других дополнений и уточнений. Таким образом можно говорить о стабильном развитии протокола в соответствии с потребностями библиотечного сообщества. Какие же потребности разработчиков и пользователей АБИС и других информационных систем удовлетворяет этот протокол.

Одной из основных возможностей, которые предлагает протокол является возможность поиска информации любой природы в удаленных источниках, независимо от используемого программного и аппаратного обеспечения. Возможность удаленного доступа к различным ресурсам достигается за счет полномасштабного использования архитектуры "клиент/сервер", подразумевающей наличие как минимум двух субъектов взаимодействия - клиента и сервера. Независимость успешного поиска от способов хранения и доступа к данным достигается за счет использования наиболее общей абстрактной модели информационного поиска. Более подробно эта модель рассмотрена в работе [4].

Поддержка операций поиска и извлечения записей является обязательной для любых субъектов взаимодействия. Практика использования первых реализаций Z39.50 показала необходимость стандартизации не только этих операций. Поэтому в 3-й версии протокола появились возможности добавления, модификации и удаления записей (дополнительные службы), т.е. были стандартизованы все фундаментальные операции над данными. Кроме того в 1997-1999 гг. был разработан профиль сводного каталога (Union Catalogue Profile) [5], исчерпывающе описывающий процессы работы с библиографическими описаниями в корпоративных системах, включая консолидацию записей, контроль версий и дублетности. В этом профиле также были решены проблемы блокировки записей при работе в корпоративной среде

Помимо этих основных операций над данными стандартом предусматриваются возможности просмотра поисковых индексов, сортировки, слияния, хранения и удаления результирующих множеств, а также использования результатов выполнения предыдущих поисковых запросов в новых запросах. Имеются возможности сохранения запросов и периодического их выполнения, заказа документа по его библиографическому описанию. В последнем случае Z39.50 может использоваться в качестве транспортного механизма для протокола ИСО МБА (ISO 10160/10161) [6, 7].

Первые реализации Z39.50 в России появились в 1996 году. К 1999 году уже были сформированы три коллектива отечественных разработчиков - Центр "Открытые библиотечные системы" СПбГТУ, ОИГГиМ СО РАН, СибТехЦентр [8]. В 2000-2001 годах к этому списку добавились ЗАО "Компания ЛИБЭР" и Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования СПбГУ. К концу 2000 года, в основном в результате выполнения 1го этапа проектов "Российские корпоративные библиотечные системы" программы "Автоматизация библиотек" Института "Открытое общество", в России уже появилось более 30 Z39.50 источников, поддерживающих более 80 баз данных. К концу 2001 года количество таких источников превысило 50, баз данных - 200. [9].

Таким образом, можно обоснованно утвержать, что Z39.50 является незаменимым элементом технологии построения различных библиотечных служб, особенно в условиях корпоративного взаимодействия. Разумеется, это достаточно мощный и сложный инструмент, но по мнению многих экспертов, разработчиков и пользователей АБИС и корпоративных библиотечных систем это – лучшее, из того что имеется на сегодняшний момент.

3. ISO ILL

Разработка стандарта началась в конце восьмидесятых годов прошлого века. В 1991 году были приянты, а в 1993 впервые опубликованы ISO 10160/10161. В 1995 году была принята вторая часть ISO 10161 и создана неформальная Группа разработчиков ISO ILL (IPIG). В 1997 году принята вторая редакция стандарта. При Национальной библиотеке Канады функционирует Агентство поддержки стандарта.

ISO ILL исчерпывающе описывает структуры данных и процессы обмена ими, связанные с осуществлением операций МБА в соответствии с различными моделями (простая, цепочечная, разделенная, смешанные). Определяются различные типы услуг, которые может выполнять служба МБА: предоставление документа во временное пользование, невозвратной копии, справок о местонахождении документа и стоимости услуг.

При формировании заказа имеются различные способы задания описания требуемого документа, имеется возможность выбора услуг (рис. 1), дисциплины обслуживания (с постановкой в очередь или без) и маршрутизации запроса (приоритетный список потенциальных держателей, список известных организаций не являющихся держателями документа).

Рисунок 1. Формирование заказа - выбор услуги

Формирование заказа - выбор услуги

Предусмотрены возможности:

  • осуществления договоренностей об условиях предоставления услуг (временные, ценовые, организационные и др. параметры);

  • извещения абонента об отправке/получении обратно держателем документа (копии);

  • извещения держателя об получении/возврате документа (копии);

  • отзыва держателем документа;

  • осуществления договоренностей о продлении срока пользования документом;

  • уведомления партнера об утере или повреждении документа;

  • обмена произвольными сообщениями, связанными с выполнением услуг;

Так же как и Z39.50, ISO ILL является достаточно мощным протоколом, поэтому его использование в реальных службах МБА основывается на профилировании, когда определяется лишь действительно необходимое подмножество возможностей. В частности в RUSLANet используется формат передачи протокольных сообщений BER, коммуникационная модель - с установлением соединения (транспортным механизмом является Z39.50). Также пока (на этапе экспериментальной эксплуатации) используются только около половины возможных типов сообщений (рис. 2).

Рисунок 2. Обслуживание заказа

Обслуживание заказа

4. Generic Electronic Document Interchange (GEDI)

Этот стандарт, принятый ИСО в 2000 году (ISO 17933), определяет формат обмена электронными документами между компьютерами. Определяется собственно формат документа, а также элементы метаданных о заказчике, поставщике, документе. Служба доставки документов реализуется при помощи ПО Ariel, поддерживающим этот формат.

5. Архитектура системы

Службы электронного заказа и доставки документов базируются на объединенном каталоге корпоративной библиотечной системы. По ряду причин объединенный каталог имеет централизованную архитектуру - каталоги партнеров размещены на одном сервере. Соответственно и службу электронного заказа решено было реализовать на основе централизованной архитектуры - база данных транзакций МБА одна. Схема взаимодействия компонентов службы поиска и заказа представлена на рис. 3.

Рисунок 3. Схема взаимодействия компонентов службы поиска и заказа

Схема взаимодействия компонентов службы поиска и заказа

6. Заключение

ISO ILL в совокупности с соответствующими профилями органично дополняет Z39.50 и позволяет создавать мощные и эффективные корпоративные службы, функционирующие в распределенной среде. К тому же для разработки приложений, использующих эти протоколы можно использовать один и тот же инструментарий. Эти факторы обусловили реализацию АРМ МБА АБИС "РУСЛАН", используемого службами поиска, заказа и доставки Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России, в виде специализированного Z39.50-клиента.

Более того - АРМ МБА АБИС "РУСЛАН" является многозвенным приложением с Web-интерфейсом пользователя, что позволяет использовать его в различных условиях - от ЛВС до Интернет.

В настоящее время прототип корпоративной службы электронного заказа и доставки документов, обеспечивающий автоматизацию необходимых элементов цикла документооборота, находится в экспериментальной эксплуатации в библиотеках - участниках Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России.

Список использованных источников

  1. Needleman M. Z39.50 - a review, analysis and some thoughts on the future // Library Hi Tech.-2000.-Vol. 18.-N. 2.-pp. 158-165.

  2. Hinnebusch M. Z39.50 at ten years: How stands the standard? // Journal of Academic Librarianship.-1997.-Vol. 23.-N. 3.-p. 217.

  3. Michael J. From a to Z39.50: a networking primer / J.Michael, M.Hinnebusch.- Westport, London: Mecklermedia, 1995.

  4. Племнек А.И. Практика построения Z39.50-интерфейсов к библиографической реляционной базе данных для региональной библиотечной системы RUSLANet / А.И. Племнек, Р.Т. Усманов // Материалы международной библиотечной конференции "Информационные технологии в библиотеках на рубеже веков: проблемы, поиск, решения".- Минск: Красико-принт, 1999.- с.41-48.- <URL:http://www.unilib.neva.ru/rus/olsc/publications/z39_02.html>.

  5. Union Catalogue Profile.- <URL:http://www.nla.gov.au/ucp/>.

  6. Z39.50/ILL Profile 1. Profile for the Use of Z39.50 Item Order Extended Service to Transport ILL Protocol APDUs; 1996-04-11.- <URL:http://www.nlc-bnc.ca/iso/ill/document/standard/z-ill-1a.pdf>.

  7. Z39.50/ILL Profile 2. Profile for the Use of Parameters from the ILL-Request APDU in Z39.50 Item Order; 1996-09-13.- <URL:http://www.nlc-bnc.ca/iso/ill/document/standard/z-ill-2a.pdf>.

  8. Baranov V. Review of Z39.50 servers and Z39.50 environment in Russia / V. Baranov, A. Plemnek, N. Sokolova et al. // Library Hi Tech.-2000.-Vol. 18.-N. 4.-p. 304-314.- <URL:http://www.unilib.neva.ru/olsc/publications/lht2000.html>.

  9. Z39.50: российские ресурсы.- <URL:http://z3950.ruslan.ru>.