Tempus
На английском

Программа TEMPUS

Проект COPETER

Программа международного семинара на тему: "Инновации в управлении и технологиях для библиотек"

9:30 - 10:00 Регистрация участников семинара
10:00 - 10:15 Открытие семинара.
Приветствие Первого Вице-президента СПбГПУ М.П. Федорова, приветствие директора Фундаментальной библиотеки Н.К. Племнек
10:15 - 10:30 Н.В. Соколова, зам. директора ИКБИС СПбГПУ
Проект Copeter и цели семинара
В 1998 году был начат проект создания библиотечного консорциума Санкт-Петербурга. Основное внимание уделялось созданию и использованию корпоративных сервисов, не существовавших до этого в библиотеках. Внедрение технологических инноваций привело к необходимости реорганизации управления библиотекой. Подводятся итого первого года реализации проекта.
10:30 - 11:00 Джульен ван Борм, директор библиотеки, университет Антверпена
От сотрудничества библиотек к созданию консорциума
Сотрудничество библиотек всегда считалось фактором положительным, но внимание участников в основном было обращено на средства обеспечения сотрудничества, нежели на конечные цели такого взаимодействия, при этом не проводился полный анализ альтернативных возможностей достижения тех же самых результатов. (M.B. Line, 1997).
Это авторитетное мнение Мауриса Лайна (бывшего директора центра доставки документов Британской библиотеки) заставляет задуматься и о сотрудничестве библиотек в целом, и о создании консорциумов в частности.
Что обеспечивает успешное сотрудничество библиотек?
Каковы необходимые условия для этого?
Соответствует ли консорциум Copeter предъявляемым требованиям?
11:00 - 11:30 Джон Гилберт, директор библиотеки, Петер Ньестен, зам. директора библиотеки, университет Маастрихт
Управление библиотекой и вопросы ее финансирования
Введение.

Университет Маастрихта самый молодой в Нидерландах. Основанный в 1976 году, он быстро развивался и к настоящему времени на 7 факультетах обучается более 12000 студентов. Университет известен своим проблемно-ориентированных подходом к организации учебного процесса. Библиотека обеспечивает этот подход созданием образовательных ресурсных центров: библиотека была реорганизована таким образом, чтобы студенты - индивидуально или группами - активно участвовали в образовательном процессе.

Организационная структура.

В целях увеличения вовлеченности библиотеки в учебный процесс, структура библиотеки была преобразована в матричную, когда иерархическая структура была обогащена представителями библиотеки на факультетах. Последние выполняют функции менеджеров учета основных потребностей читателей факультета. Будут рассмотрены достоинства и недостатки новой структуры библиотеки.

Финансирование.

Библиотека финансируется практически полностью за счет факультетов и других потребителей библиотечных сервисов, с которыми библиотека подписала соответствующие контракты. Будет приведено обоснование целесообразности заключения контрактов на сервисное обслуживание библиотекой. Контракт оговаривает предоставляемые сервисы с указанием количественных и качественных характеристик, а также стоимость услуг.

Стратегическое развитие.

Стратегическое развитие является важнейшим аспектом управления библиотекой. Разработанный в настоящее время документ определяет стратегию развития в четырех направлениях: традиционная, электронная, учебная и деловая библиотека. Сейчас документ подготовлен для рассмотрения.

Работа с кадрами.

Эффективность управления библиотекой зависит от персонала: их знания и опыта, осведомленности о своих заданиях и ответственности, их мотивированности и способности к переменам при изменении требований к управлению библиотекой. Совершенствование кадрового потенциала является основным стратегическим направлением развития библиотеки в ближайшие годы.

11:30 - 12:00 А.И. Племнек, директор ИКБИС СПбГПУ
Российские библиотечные консорциумы для развития электронных сервисов
В рамках конкурсов института "Открытое Общество" (фонд Сороса) в течение трех последних лет было создано 14 региональных консорциумов. В настоящее время, когда финансирование со стороны фонда прекращено, необходимо определить пути сотрудничества библиотек в рамках консорциумов и консорциумов друг с другом. Рассматриваются основные направления деятельности Ассоциации Региональных Библиотечных консорциумов (АРБИКОН). Приводится обзор основных сервисов, предоставляемых в региональных консорциумах.
12:00 - 12:30 С.О. Шапошников, проректор по международным связям, СПбГЭТУ "ЛЭТИ"
Влияние международной проектной деятельности на развитие университета
В докладе рассматривается влияние международных проектов на развитие различных сторон деятельности университета (учебная, научная, административная) и возможные проблемы при их реализации. Анализируются результаты выполнения серии международных проектов, ориентированных на развитие университетской библиотеки СПбГЭТУ "ЛЭТИ".
12:30 - 14:00 Обед для зарегистрированных участников. Дом ученых в "Лесном".
14:00 - 14:30 Ан Джакобс, библиотекарь, университет Антверпен
Среда автоматического связывания ресурсов и сервисов для выполнения информационных запросов пользователей

Среда электронных ссылок автоматически связывает базы данных с держателями информационного ресурса и со службой доставки документа. Информация о держателях берется из системы ANTILOPE, сводного каталога Бельгии. После завершения процесса поиска, пользователь получает доступ к системе IMPALA, бельгийской системе и заказа и доставки документов.

Во время демонстрации будет показана связь баз данных с системами ANTILOPE и IMPALA, реализованная на платформе ERL. Как выполняется запрос пользователя, начиная с поиска в электронном каталоге и завершая получением полного текста статьи по электронной почте.

14:30 - 15:00 В.Л. Баранов, нач. отдела ИКБИС СПбГПУ
Организация корпоративных сервисов библиотечного консорциума Санкт-Петербурга
Рассматривается техническая реализация взаимодействия библиотек в рамках консорциума. Что выбрать в качестве основополагающих принципов? Основой для создания корпоративной библиотечной системы выбрана АБИС "Руслан". Представлена модель консорциума с распределением ролей между всеми его участниками. Предлагается путь совершенствования корпоративных сервисов за счет модернизации структуры хранения данных в электронном каталоге.
15:00 - 15:30 Д.Н. Сова, вед. программист ИКБИС СПбГПУ
Сводный каталог и создание консолидированной записи в формате RUSMARC

Опыт локальной автоматизации практически всех библиотечных процессов, полученный в последние несколько лет в СПбГПУ, а также участие в корпоративном библиотечном проекте показали, что в современной АБИС задача точного определения дублетности библиографических записей становится критически важной. Возникающие при проведении ретроконверсии карточных каталогов и ведения сводных каталогов дублетные записи стали более сложными, что привело к усложнению механизма выявления дублетов.

Как реализовать механизм создания консолидировнной записи для сводного каталога? Как оценить его надежность и эффективность? В чем особенности создания таких записей для формата RUSMARC?

15:30 - 16:00 Р.Т. Усманов, вед. программист ИКБИС СПбГПУ
Корпоративные службы электронного заказа и доставки документов
Рассматриваются принципы построения службы электронного заказа и доставки документов в Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России. Рассказывается об элементах технологии и программных средствах, используемых в процессе эксплуатации службы читателями и библиотекарями.
16:00 - 16:30 Т.А. Ромашина, нач. отдела Научной библиотеки Санкт-Петербургского университета экономики и финансов
Внедрение корпоративных технологий в отделах комплектования и каталогизации
Рассматриваются аспекты изменения технологических процессов обработки поступающего потока документов и ретроконверсии карточных каталогов при внедрении корпоративных технологий. Рассматриваются примеры выполнения операций ведения сводного каталога и каталогизации заимствованием в Научной библиотеке СПбГУЭФ. Приводится статистика использования корпоративных ресурсов.
16:30 - 17:00 Обсуждение, подведение итогов.

Семинар состоится 23 июня 2003 г. в Читальном зале Фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургского государственного политехнического университета по адресу: Политехническая ул., д.29, Главное здание.